Освещение гостиной: функциональное назначение и эстетические характеристики светильников Строительный портал

Освещение гостиной: функциональное назначение и эстетические характеристики светильников

Характеристики светильников.

Есть такие осветительные устройства, которые потоки света распределяют от источников туда, куда требуется. Они называются Осветительные Приборы (ОП) и делятся на светильники, прожекторы и проекторы.

К светильникам относят те ОП, которые поток света от источника распространяют недалеко. Поэтому освещаются объекты, находящиеся от этих источников света рядом, на близком расстоянии. Светильниками пользуются для освещения чего-либо внутри и снаружи помещения.

Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп.

Прожекторы испускают свет от источника под узким углом освещения. Это позволяет чётко осветить объекты, которые находятся на большом расстоянии и больших размеров. Прожекторами освещают предметы на улице.

У проекторов назначение не только в том, чтобы осветить поверхность, но и передать на эту поверхность изображение. Ярким примером может служить кинопроектор. Он освещает чётко определённую площадь с заданного пространства. С помощью оптических систем проектор равномерно освещает необходимую поверхность и создаёт на этой поверхности чёткое изображение различного масштаба из одного места в другое.

Параметры приборов освещения.

Первой характеристикой светильников являются кривые силы света. Распределение светового потока определяет его назначение. А оценивается распределение светового потока в пространстве при помощи кривой силы света. Изображается кривая сила света в виде графика I (a,b). А и в – углы распространения потока света в продольной и поперечной плоскостях. Чем крупнее овал от потока света, тем уже кривая сила света и тем выше освещённость в центре светового пятна. Это важный показатель светового прибора.

По типовым кривым силы света выделяют 7 видов ОП: концентрированная (К), глубокая (Г), косинусная (Д), полуширокая (Л), широкая (Ш), равномерная (М), синусная (С). Типовые кривые силы света (в кд) светильника рассчитаны на значение силы света при световом потоке лампы Fcв = 1000 лм. Основным признаком, определяющим тип кривой, является отношение максимальной силы света светильника к средней арифметической для данной плоскости.

Второй светотехнической характеристикой является соотношение потоков, излучаемых в нижнюю и верхнюю полусферы. В зависимости от этого, световые приборы делятся на классы, в зависимости от того, какую долю всего потока светильника составляет световой поток нижней полусферы. Поток в пространстве может распределяться преимущественно вниз (светильники прямого света), преимущественно вверх (светильники отраженного света), равномерно во все стороны (светильники рассеянного света).

Осветительные приборы рассеянного света подходят лучше для общего освещения помещения, так как они дают равномерное распределение яркости Достаточное насыщение светом обеспечивает зрительный комфорт.

Осветительные приборы отраженного света обеспечивают комфортное и равномерное освещение, так как полностью соответствуют нормам ограничения слепящего эффекта и дискомфорт. Они насыщают светом пространство, хорошо сочетая с верхним или боковым дневным светом.

Осветительные приборы прямого света применяются для помещения с невысокими потолками. Это приборы потолочные или встроенные в потолок. Они экономичны, подсвечивают нужное место, используются для подсветки картин, предметов, скульптур.

Типы и виды осветительных приборов.

Осветительные приборы делятся на 5 классов, в зависимости от размера светового потока, падающего на нижнюю полусферу: прямого света (доля 80% — П), преимущественно прямого (60-80%-Н), рассеянного (40-60%-Р), преимущественно отражённого (20-405-В), отражённого (менее 20%-О). Эти параметры можно найти в сопроводительных документах на ОП.

Важной светотехнической характеристикой ОП является коэффициент полезного действия. По своему основному назначению осветительные приборы делятся на группы. Для освещения помещений производственного назначения, административных, офисных и других помещений общественного назначения, сельскохозяйственных помещений, спортивных сооружений; для функционального и декоративного наружного освещения; для внутреннего освещения средств транспорта и для архитектурно-художественного освещения зданий, сооружений, памятников, фонтанов и т.д., а так же для аварийного освещения.

Классификация эта условна, так как одинаковый светильник может использоваться в разных ситуациях.

Оп отличаются по конструктивному применению и способу установки. Согласно ГОСТ17677 имеются встраиваемые (В), потолочные (П), подвесные (С), настенные (Б), напольные (Н), венчающие (Т), консольные (К), переносные (Р). Конструктивная особенность светильника задаёт ему положение в пространстве для получения наилучшего эффекта.

Светильники любого назначения — это искусственное освещение. Сегодня огромная роль отводится искусственному освещению. С этим освещением человек проводит большую часть своей жизни. Осветительными приборами человек пользуется и в дневное время. Сегодня искусственный свет перестал быть просто освещением. Он стал еще и светодизайном в общем интерьере. По ночам города сверкают от различных типов осветительных приборов. Поэтому очень важно знать особенности и характеристики приборов освещения, чтобы не навредить здоровью человека и разумно экономить электрическую энергию.

Критерии выбора промышленных светильников: основные критерии и расчет освещения для производства (85 фото и видео)

Для организации комфортного и эффективного рабочего процесса на производстве необходимо качественное освещение, соответствующее нормативам.

Промышленные помещения обычно имеют высокие потолки и большие площади, что требует применения особых промышленных светильников. Последние также применяются в офисах, на складах и торговых площадках.

Краткое содержимое статьи:

Особенности промышленного освещения

На промышленном объекте свет должен полностью заливать помещение, не создавая световые переходы.

Нужно исключить недостаточную освещенность, и обеспечить равномерность света на всей площади. Светильники должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам охраны труда.

Для этого применяются специальные осветительные приборы. На фото промышленных светильников можно наглядно ознакомиться с их разновидностями и особенностями конструкции.

На промышленных предприятиях чаще всего применяются модульные системы, оснащенные люминесцентными лампами.

Классификация

Осветительные приборы промышленного назначения классифицируются по следующим критериям:

  • источнику излучения;
  • пульсации потока света;
  • спектру света;
  • яркости;
  • созданию тени;
  • ослепляющему эффекту и т. д.

Источники излучения

В зависимости от источника излучения, выделяют такие типы освещения:

  • искусственное. Обеспечивается посредством ламп, фонарей, прожекторов и т. п.;
  • естественное;
  • комбинированное.

Естественное – это солнечный свет, попадающий в помещение. Комбинированное предполагает использование искусственных и естественных источников света. Искусственное организуется при помощи всевозможных электрических осветительных приборов.

Естественный свет более приемлем для человеческого организма.

Однако он не подходит для применения в промышленности из-за постоянной переменчивости. Поэтому на производственных объектах, как правило, используется преимущественно искусственное освещение.

Способ расположения

В зависимости от особенностей расположения, выделяют такие виды промышленных светильников:

  • боковые. Светильники, предназначенные для установки, как правило, на стены помещения. Освещают пространство с боков;
  • верхние. Световой поток от ламп распределяется сверху. Светильники монтируются на перекрытия;
  • комбинированный способ, предполагающий сочетание верхних и боковых светильников.

Функциональное назначение

В зависимости от назначения, искусственные осветительные приборы классифицируются на:

  • для освещения рабочего пространства;
  • эвакуационные;
  • аварийные (запускаются в случае прекращения подачи электропитания на основные светильники, работают от аккумуляторов или генераторов);
  • дежурные;
  • для обеспечения безопасности (к примеру, расположенные по периметру объекта прожекторы).

Общее и местное освещение

Светильники общего назначения монтируются равномерно по всей площади, исходя из специфики расположения рабочих мест. Как правило, они монтируются в перекрытия.

Локальные светильники предназначены для дополнения общего. Как правило, устанавливаются в определенных зонах, к примеру, на каждом рабочем месте.

Разновидности по типу конструкции

Промышленные светильники могут значительно отличаться конструктивными особенностями, от чего, в том числе, зависит их назначение.

По конструкции такие приборы можно разделить на несколько видов:

  • для люминесцентных ламп;
  • для ламп накаливания;
  • для светодиодных ламп;
  • прожекторные;
  • газоразрядные лампы;
  • для освещения открытых площадок (уличные);
  • пускорегулирующие приборы;
  • для монтажа в высоких пролетах.

Выбор промышленных светильников

Выбирая осветительные приборы, следует в первую очередь ориентироваться на такие критерии:

  • безопасность;
  • габариты и вес;
  • цена;
  • долговечность;
  • уровень энергопотребления (чем, экономичнее, тем лучше, но не в ущерб эффективности);
  • минимум бликов;
  • равномерное рассеивание света;
  • соответствие по функциональному назначению.

Электротехнический-портал.рф

. для студентов ВУЗов электротехнических специальностей и инженеров

§3.Освещение.

Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное психофизиологическое воздействие на работающего, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность.

Системы и виды производственного освещения.

Естественное освещение – создается прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода, меняется в зависимости от географической широты, время года и суток, степени облачности и прозрачности атмосферы.

Искусственное освещение – создается электрическими источниками света.

Совмещенное освещение – недостаточное по нормам естественное освещение, дополненное искусственным.

По конструктивному исполнению освещение делится на:

1. Естественное освещение:

а.) боковое (одно- и двухстороннее) – через световые проемы в наружных стенах;

б.) верхнее – через аэрационные и зенитные фонари, проемы в кровле и перекрытиях;

в. ) комбинированное – сочетание а) и б).

2. Искусственное освещение:

а.) общее, применяется там, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), администрационные, конторские и складские помещения. Различают: 1)общее равномерное освещение (световой поток, распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест), 2)общее локализованное освещение (с учетом расположения рабочих мест);

б.) местное – при выполнении точных зрительных работ (слесарных, токарных, контрольных), в местах, где оборудование создает глубокие резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально. Применение одного местного освещения не допускается, т. к. образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность травматизма;

в.) комбинированное: общее совместно с местным.

По функциональному назначению искусственное освещение делят на рабочее, аварийное, специальное (охранное, дежурное, эвакуационное, эритемное, бактерицидное и др.).

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производства, прохода людей, движения транспорта и обязательно для всех производственных помещений.

Аварийное освещение – устанавливают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения (например, при авариях) и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования, может вызвать взрыв, пожар, отравление, людей, нарушение технологического процесса и т. д. Минимальная освещенность рабочих поверхностей при аварийном освещении должна составлять 5% от нормированной освещенности рабочего освещения, но не менее 2 лк.

Эвакуационное освещение предназначено для обеспечения эвакуации людей из производственного помещения при авариях и отключении рабочего освещения; организовывается в местах, опасных для прохода людей: на лестничных клетках, вдоль основных проходов производственных помещений и на ступеньках. При эвакуационном освещении освещенность должна быть не менее 0,5 лк, а на открытых территориях не менее 0,2 лк.

Охранное освещение устанавливают вдоль границ территорий, охраняемых спец. Персоналом, наименьшая освещенность в ночное – 0,5 лк.

Сигнальное освещение применяют для фиксации границ опасных зон, оно указывает на наличие опасности, либо на безопасный путь эвакуации.

Бактерицидное освещение (облучение) создается для обеззараживания воздуха, питьевой воды, продуктов питания (УФ лучи λ =0,754-,757 мкм).

Эритемное облучение – создается в производственных помещениях, где недостаточно солнечного света (северные районы, подземные сооружения). Maксимальное эритемное воздействие оказывают электромагнитные лучи с λ=0,297 мкм. Они стимулируют обмен веществ, кровообращение, дыхание и другие функции организма человека.

Основные требования к освещению.

Основной задачей производственного освещения является поддержание на рабочем месте освещенности, соответствующей характеру зрительной работы. Также необходимо обеспечить равномерное распределение яркости на рабочей поверхности и открытых предметах, т. к. перевод глаз с ярко освещенной на слабо освещенную поверхность вынуждает глаз переадаптироваться, что ведет к утомлению зрения и соответственно снижению производительности труда. Нежелательно и наличие резких теней, они искажают размеры и формы объектов различения и увеличивают утомляемость. Движущиеся тени могут привести к травмам.

Читать еще:  Особенность монтажа тканевых натяжных потолков своими руками

Также должна отсутствовать прямая или отраженная блесткость. Блесткость – это повышенная яркость светящихся поверхностей, вызывающая ослепленность, т.е. ухудшение видимости объектов.

Должно быть обеспеченно постоянство освещенности во времени, необходимый спектральный состав светового потока.

Осветительные установки должны быть удобны и просты в эксплуатации, долговечны, отвечать требованиям эстетики, электробезопасности и они не должны быть причиной взрыва, пожара.

Нормирование освещения.

Искусственное и естественное освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23-05-95 в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном.

Характеристика зрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения (толщина линии, шкалы).

В зависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные со зрительным напряжением, делятся на 8 разрядов, которые в свою очередь в зависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на 4 подразряда.

Искусственное освещение нормируется количественными (минимальная освещенность, Emin) и качественными показателями (показатели ослепленности и дискомфорта, коэффициентом пульсации освещения kE). Принято раздельное нормирование искусственного освещения в зависимости от применяемых источников света и системы освещения.

Естественное освещение характеризуется тем, что в создаваемая им освещенность изменяется в зависимости от времени суток, года, метеорологических условий. Поэтому в качестве критерия оценки естественного освещения принята относительная величина – коэффициент освещенности КЕО.

КЕО – это отношение освещенности в данной точке внутри помещения Евн к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Ен, создаваемой светом полностью открытого небосвода, выраженое в %, т.е. КЕО=100·Евн/Ен.

Принято раздельное нормирование ЕЕО для бокового и верхнего естественного освещения (для бокового освещения в точках наиболее удаленных от окна, при верхнем и комбинированном — по усредненным в пределах рабочей зоны).

Нормированное значение КЕО находится по формуле:

где m — коэффициент светового климата, определяеый в зависимости от района расположения здания на территорий страны;

с — коэффициент солнечности климата, в зависимости от ориентации здания относительно сторон света.

Все значения определяют по таблицам СниП 23-05-95.

Источники света и осветительные приборы.

Применяемые для искусственного освещения источники света делят на 2 группы: лампы накаливания (ЛН) и газоразрядные лампы (ГРЛ). Л.Н. относятся к источнику света теплового излучения. Видимое излучение в них получается в результате нагрева электрическим током вольфрамовой нити. В ГРЛ излучение оптического диапазона спектра возникает в результате электрического разряда в атмосфере и инертных газов и паров металла, а также за счет явления люминесценции, которое невидимое ультрафиолетовое излучение преобразует в видимый свет.

При выборе и сравнении источников света друг с другом пользуются следующими параметрами: номинальное напряжение U(В), электрическая мощность лампы Р(Вт), световой поток, излучаемый лампой Ф(лм) (или max сила света J(кд)), световая отдача Ψ=Ф/Р (лм/Вт); срок службы и спектральный состав света.

Достоинства ЛН: удобство в эксплуатации, простота в изготовлении, низкая инерционность при включении, отсутствие дополнительных пусковых устройств, надежность работы при колебаниях напряжения и различных метеорологических условиях окружающей среды.

Недостатки ЛН: низкая световая отдача Ψ=7-20 лм/Вт, сравнительно маленький срок службы (до 2,5 тыс.ч.), преобладание в спектре желтых и красных лучей.

Достоинства ГРЛ: большая световая отдача Ψ=40-110 лм/Вт, значительно большой срок службы 8-12 тыс.ч., возможность подобрать спектральный состав в зависимости от типа лампы.

Недостаток ГРЛ: пульсация светового потока (стробоскопический эффект), приводящая к искажению зрительного восприятия. Могут быть видны несколько предметов вместо одного, искажается направление и скорость движения, что ведет к травмоопасности. Длительный период разгорания, необходимость специальных пусковых приспособлений, зависит от температуры окружающего воздуха, создание радиопомех.

Большое распространение получают галогеновые лампы – ЛН с йодным циклом. Наличие в колбе паров йода позволяет повысить температуру накала нити, т.е. свет световую отдачу лампы до 40 лм/Вт. Пары вольфрама, испаряющиеся с нити накаливания, соединяются с йодом и вновь оседают на вольфрамовую спираль, препятствуя распылению вольфрамовой нити и увеличивая срок службы лампы до 3тыс.ч. Спектральное излучение галогеновой лампы более близко к естественному.

Эл.светильник – это совокупность источников света и осветительной арматуры , предназначенной для перераспределения излучаемого источником света светового потока в требуемом направлении, предохраняя глаза рабочего от слепящего действия ярких элементов источника света, защита источника от механических повреждений, воздействия окружающей среды и эстетического оформления помещения.

По распределению светового потока в пространстве различают светильники прямого, преимущественно прямого, рассеянного, отраженного и преимущественно отраженного света.

Конструкция светильника должна надежно защищать источник света от пыли, воды и др. внешних факторов, обеспечивать электро — , пожаро — , взрывобезопасность, стабильность светотехнических характеристик в данных условиях среды, удобство монтажа и обслуживания, соответствовать эстетическим требованиям.

По конструктивному исполнению различают светильники открытые, защищенные, закрытые, пыленепроницаемые, влагозащитные, взрывозащитные, взрывобезопасные.

Расчет освещения.

Основной задачей светотехнических расчетов является: для естественного освещения определение необходимой площади световых проемов; для искусственного – требуемой мощности электроосветительной установки для создания заданной освещенности.

І) При естественном боковом освещении требуемая S светопроемов (м 2 ):

где Sn – площадь пола помещения, м 2 ;

εok – коэффициент световой активности оконного проема;

кзд – коэффициент, учитывающий затенения окон противостоящего здания

кз – коэффициент запаса (зависит от запыленности помещения, расположения стекол (наклонно, горизонтально, вертикально), периодичности очистки);

ρ – коэффициент, учитывающий влияние отраженного света, определяется с учетом геометрических размеров помещения, светопроема и значения коэффициента отражения стен, потолка, пола;

τобщ– общий коэффициент светопропускания (определяется в зависимости от коэффициента светопропускания стекол, потерь света в переплетах окон, слоя его загрязнения, наличия несущих солнцезащитных конструкций перед окнами).

При выбранных светопроемах действительное значение коэффициента естественного освещения для различных точек помещения рассчитывают с использованием графоаналитического метода Данилюка по СниП 23-05-95.

II) При проектировании искусственного освещения необходимо выбрать тип источников света, систему освещения, вид светильника, наметить целесообразную высоту установки светильников и размещение их в помещении; определить число светильников и мощность ламп, необходимых для создания нормируемой освещенности на рабочем месте и в заключении проверить намеченный вариант освещения на соответствие его нормативным требованиям.

Расчет общего равномерного искусственного освещения горизонтальной рабочей поверхности выполняется методом коэффициента использования светового потока. Световой поток (лм) одной лампы или группы люминенесцентных ламп одного светильника:

где Ен – нормированная минимальная освещенность по СниП 23-05-95, лк;

S – площадь освещаемого помещения, м 2 ;

Z – коэффициент неравномерности освещения (1,1 – 1,2);

kз – коэффициент запаса, зависящий от вида технологического процесса и типа применяемых источников света (1,3 – 1,8);

n – число светильников в помещении;

ηн – коэффициент использования светового потока определяется по СниП 23-05-95, в зависимости от типа светильника, отражательной способности стен и потолка, размеров помещения, определяемых индексом помещения:

где А,В – длинна и ширина помещения на плане, м;

Н – высота подвеса светильников над рабочей поверхностью, м.

По полученному в результате расчета световому потоку по ГОСТ 2239-79 и ГОСТ 6825-91 выбираю ближайшую стандартную лампу и определяют необходимую эл. мощность. При выборе лампы допускается отклонение светового потока от расчетного в пределах 10 – 20%.

Для поверочного расчета местного освещения, а также для расчета освещенности конкретной точки наклонной поверхности при общем локализованном освещении применяют точный метод. В основу точного метода положено уравнение:

где ЕА – освещенность горизонтальной поверхности в расчетной точке А, лк;

Jα – сила света в направлении от источника к расчетной точке А, определяется по кривой распределения светового потока выбираемого светильника и источника света;

α – угол между нормалью к поверхности, которой принадлежит точка, и направлением вектора силы света в точке А;

r – расстояние от светильника до точки А, м.

Учитывая, что r = H/ cosα и вводя коэффициент запаса kз , получим:

Критерием правильности расчета служит неравенство:

Основные принципы освещения в интерьере

Дата публикации: 02.04.2017 2017-04-02

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Ажгихин С. Г., Трубоба В. В., Паршина Е. С. Основные принципы освещения в интерьере // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 663-666. — URL https://moluch.ru/archive/147/41421/ (дата обращения: 30.12.2019).

Для того чтобы выполнить дизайн-проект жилого интерьера, необходимо четко разграничивать и определять все этапы, необходимые для грамотного проектирования помещения. Любая работа дизайнера начинается с заполнения технического задания на проектирование, в котором на первой встрече с заказчиком указываются его личные данные и данные его семьи: их увлечения, цветовые предпочтения, режим дня и так далее, а так же параметры проектируемого помещения — высота помещения, несущие конструкции, площадь. Затем дизайнер (или его помощник) выполняет обмерочный чертеж помещения с указанием всех несущих и не несущих конструкций, оконных и дверных проемов, колонн, коммуникаций с привязками к стенам, указанием мокрых зон. Далее дизайнер выполняет несколько вариантов расстановки мебели с учетом предпочтения заказчика. На этом этапе начинает формироваться концепция всего интерьера: после утверждения расстановки мебели можно приступить к выбору цветового направления и текстур с фактурами, которые наполнят данный интерьер. Одним из последних этапов дизайн-проектирования является световой дизайн. Не смотря на то, что к нему приступают в конце, без этого этапа невозможно сформировать красивое и интересное пространство. От светового решения зависит, каким образом мы будем видеть проект в жизни [1].

Сфера светового дизайна — далеко не только жилые помещения. Это относится как квартирам, так и к сложным коммерческим пространствам. Известно, наше зрение это 80 % восприятия пространства, а соответственно и 80 % восприятия всей нашей жизни. И то, насколько хорошо мы будем видеть, зависит от работы светового дизайнера, учитывающего факторы влияния освещения на жизнедеятельность человека, а также от специалистов по освещению (светотехников). Правильно подобранное освещение способно не только корректировать геометрию пространства, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, высвечивая те или иные зоны, а так же расставляя необходимые акценты в интерьере.

Стоит понимать различие между световым дизайнером и светотехником. Светотехник помогает рассчитать мощность лампочек, их количество и диалюксы. Также помогает воплотить проект в жизнь благодаря соответствию ГОСТам, СанПИНам и другим стандартам. Другими словами светотехника — это светотехнический расчет. Светодизайн — отрасль дизайна, позволяющая создавать световые сценарии в помещении, подчеркивать отдельные зоны в интерьере и скрывать архитектурные недостатки [2].

Для того чтобы заниматься световым дизайном, необходимо знать все особенности зонирования пространства и знать некоторые принципы освещения интерьера, которые мы затронем в данной статье.

Любое жилое помещение, будь то квартира или загородный дом, можно условно разделить на несколько типовых пространств: прихожая, спальня, кабинет, детская, ванная, гостиная. Для каждого из этих помещений мы выявили особенности освещения.

Особенности освещения прихожей, лестницы и коридора. Первое, что нас встречает, когда мы попадаем домой — это прихожая. Прихожая — это место, где у наших гостей формируется первое впечатление о внутреннем пространстве. Поэтому общий свет в прихожей должен быть ярким (как минимум таким же, как в соседних помещениях), но с возможностью диммирования (при использовании его для ориентации в пространстве). Для поддержания функции ориентирующего освещения хорошо подходят проходные схемы включения и выключения. Автоматически системы управления (датчики движения, звука) не только увеличивают комфорт, но и сокращают потребление электроэнергии.

Читать еще:  Натуральный пробковый пол: плюсы и минусы

Прихожая и коридоры чаще всего имеют узкую форму — в них уместно использовать освещение для визуального изменения геометрии. Для этой цели хорошо подходит вертикальное освещение одной из стены. Подсветка потолка отраженным светом не подходит для узких помещений, так как делает его визуально выше, а следовательно уже. В коридорах сложной конфигурации повороты и «закоулки», освещенные с разных ракурсов направленными источниками света, становятся интерьерными декоративными островками на пути в глубину жилого пространства.

Если есть лестница, то логично подсветить элементы безопасности (перила) и ступени. Для ступеней подойдет светодиодная лента, а для перил можно выбрать отдельные точечные встраиваемые светильники или линейные встраиваемые светильники. Так же можно использовать комбинирование освещения ступеней и перил. Если при помощи света выделить декоративные элементы лестницы, например пилястры, такая лестница станет намного интереснее. При этом, с помощью одной лестницы можно красиво обыграть лестничный пролет, не прибегая к стандартному подходу в виде свисающей каскадной люстры.

В большинстве прихожих наших квартир можно наблюдать наличие зеркала, и уходя из дома, мы непременно смотримся в него. Зеркало — это место, где мы должны себе понравиться. Если такого не происходит, то настроение на целый день может быть испорчено. Чтобы этого не допустить, к освещению зеркальной группы следует подходить очень детально и грамотно: необходимо создать эффект «без теневого освещения» нашего лица. Для этого недостаточно одного источника света над зеркалом, их должно быть как минимум два и желательно по обе стороны от него. Свет должен быть рассеянным. Это правило можно отнести ко всем местам, где пользуются зеркалом (дом, салон красоты, примерочная и так далее).

Особенности освещения гостиной. Гостиная — это самая многофункциональная зона в интерьере: здесь смотрят телевизор, отдыхают, читают, играют, многие дети делают домашние задания. Также гостиная может играть роль спальни или кабинета. На этапе зонирования и расстановки мебели становится ясно, что это многофункциональная помещение, требующая несколько сценариев освещения.

Гостиная — это место, куда мы приглашаем гостей, поэтому освещение здесь должно быть особенно продуманным. Одного светильника на потолке не достаточно. Секрет хорошего освещения в гостиной прост: для каждой функциональной зоны свое освещение. Равномерное рассеянное освещение помогут создать напольные светильники с абажуром в виде направленной вверх чаши. Если в гостиной есть обеденный стол, то над ним уместен теплый свет, так как он придает пище более «аппетитный» вид. В зоне отдыха у кресла или журнального столика имеет смысл расположить мобильные торшеры или настольные лампы, которые подчеркнут обособленность этого уголка. Отдельные зоны гостиной помогут осветить встроенные в потолок точечные светильники. В качестве ориентирующего света может быть кессонная подсветка. Архитектурные элементы (колонны, арки или открытая кирпичная кладка) будут выглядеть эффектно и таинственно, если их подсветить снизу вверх. Для такого варианта подсветки следует выбирать источники света с низкой цветовой температурой.

Кабинет. В этом помещении приоритетным будет местное освещение стола и рабочей зоны. Основная функция человека в кабинете — работа за письменным столом, требующая особой концентрации и зрительного напряжения вне зависимости от времени суток. Поэтому необходимо создать комфортные условия работы с помощью синтеза различных типов освещения воедино. Общее освещение комнаты не обязательно. При его отсутствии вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке. Для этой цели хорошо подойдут торшеры. Стоит обратить внимание на модели, в которых есть изменяющееся положение кронштейна и регулятор угла поворота светового элемента. При правильном освещении вы сможете работать дольше, не уставая, и не будете рисковать испортить себе зрение. Местное освещение — самый рациональный способ создания яркого освещения на рабочей поверхности. Настольная лампа должна свободно перемещаться. При отсутствии естественного света настольная лампа должна находиться со стороны противоположной рабочей руке хозяина стола (для правшей лампа должна стоять слева). Если в кабинете вы много работаете за компьютером, лучше использовать отраженный или смешанный свет, который помогает сблизить яркость окружающего пространства и яркость монитора.

Спальня. В этой комнате мы начинаем и заканчиваем день, отдыхаем в течение дня, смотрим телевизор, читаем. Поэтому свет должен быть в каждой функциональной зоне. Прежде всего, необходимо понимать, для кого делается спальня — для холостяка, супружеской пары, пенсионеров. Так как спальня обычно рассчитана на двух человек, то и прикроватные источники света, и управление ими должны быть продублированы. Органы управления светом должны быть логичными и удобными (например, переключатель общего освещения в комнате логично сделать при входе и около кровати, чтобы перед сном не вставать). Общее ориентирующее освещение можно выполнить с помощью отраженного или рассеянного света, либо с помощью ритмично расположенных локальных источников — торшеров, бра или спотов. Но бывают случаи, когда заказчики просят не делать потолочное освещение в зоне кровати — оно может светить в глаза.

Местное освещение — играет в спальне главную роль. Торшер, благодаря своей мобильности, один из самых удобных способов освещения спальни. Свет для чтения должен быть прямым, ярким и ограниченным по площади воздействия. К примеру, освещение для чтения удобно расположить на тумбах около кровати или в виде подвесов. В последнем случае удастся освободить рабочую поверхность прикроватного столика. Если спальня содержит зеркальные поверхности, следует избегать бликов. Декоративное освещение очень важно для спальни, но такой свет не должен вызывать резких эмоций.

Детская комната. Детская комната — одно из наиболее многофункциональных помещений в доме. В ней ребенок не только спит и играет, но и занимается досугом. Здесь ребенок должен чувствовать себя как в сказке. В зависимости от возраста в детской сменяются доминирующие поверхности: сначала это пол, позже это письменный стол. Особое внимание уделяют именно освещению рабочего места ребенка, ведь от этого зависит его здоровье. Оно обязательно должно обеспечиваться и общим, и местным освещением. В детской комнате необходимо максимально использовать естественное освещение, а в качестве искусственного освещения желательно использовать теплый свет, так как холодный увеличивает активность детей, что в вечернее время нежелательно.

Общее освещение рекомендовано выполнять с помощью рассеянного света. Такой тип освещения не будет напрягать мышцы глаз. Возможность регулировать яркость — еще одна полезная функция для детской комнаты, помогающая изменить функциональную задачу освещения. Переносные светильники будут полезны ночью: ребенок может взять с собой этот светильник, который будет играть роль ориентирующего освещения. Если ребенок любит почитать перед сном, то светильник в виде бра лучше располагать в изголовье постели. Такое освещение у кровати создаст ощущение покоя и безопасности. Декоративное освещение легко поможет окунуть в сказочную атмосферу, а такие эффекты, как «звездное небо» будь интересны даже взрослому.

Ванна. Ванная это помещение для утреннего умывания, бритья для мужчин и макияжа женщин, душа после спортивных занятий, мытья головы и укладки феном — список того, что мы делаем в ванне огромный. Здесь свет должен дать нам возможность хорошо разглядеть себя. Если в ванной комнате есть окно, то общее освещение не понадобится. Достаточно будет местного освещения отдельных зон — ванны, душа, стиральной машины, зеркала и умывальника. При отсутствии естественного света необходимо иметь освещение двух типов: общее — с рассеянным светом, и местное в зависимости от назначения зоны или требуемого эффекта [4].

Зеркало — самая важная зона в ванной. Оно должно иметь боковое равномерное освещение без теней и слепящего эффекта бликов, которые искажают изображение. Источник света для подсветки зеркала должны иметь высокий индекс цветопередачи и теплую или нейтральную цветовую температуру. Светильники, которые можно двигать, поворачивать, направлять в разные стороны, меняя его интенсивность и даже цвет, помогают моделировать световую среду. Для того, чтобы удобно было искать нужный предмет, в шкафчики и открытые полки встраиваются небольшие светильники.

Кухня. Кухня — это сердце дома, где можно подготовиться к приходу гостей. От того, насколько она будет удобна зависит скорость приготовлении еды, и настрой хозяйки. Освещение в этой зоне квартиры достаточно сложное — на кухне должны быть представлены все типы освещения. Прежде всего, это касается рабочего места. В рабочей зоне для качественной готовки недостаточно общего освещения — встав около столешницы вы будете прикрывать рабочую поверхность своей тенью. Здесь требуется интенсивное освещение — предпочтителен нейтральный спектр ламп и высокий индекс цветопередачи, не искажающий естественного вида пищи. При этом освещение под навесным шкафчиком наиболее эффективно [3].

Если речь идет о столовой, то здесь важно помнить, что свет предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей сервировки стола. При теплом освещении еда на столе выглядит «вкусно». Для общего освещения хорошо подходит верхний прямой или комбинированный яркий свет. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Для создания праздничной атмосферы — удачно подойдут яркие галогенные лампы. Для ужина «тет-а-тет» хорошо подходит приглушенное освещение с ограниченным световым пятном. Это может быть местное освещение над обеденным столом в виде подвеса или на столе в виде свечей.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые принципы в работе светодизайнера в различных помещениях квартиры. Без консультации специалиста сложно предположить, каким будет освещение. С помощью программ по 3-д моделированию можно построить сцену, расставить объекты освещения, задать им примерные параметры световых приборов, но итогом может быть немного другой результат. Чтобы этого избежать, необходимо изучать светодизайн как дисциплину и применять знания на практике.

Светодизайн: типичные ошибки обывателей

Световой дизайн — это отдельная составляющая в дизайне интерьерной композиции. Он может сделать более заметными преимущества и замаскировать недочеты любого предмета обстановки или помещения в целом. Правильно подобранный дизайн освещения поможет вам не только вдохнуть в пространство комнаты особую атмосферу, но и разделить его на функциональные зоны, сделать более удобным и стильным.

Чтобы избежать ошибок при создании светодизайна, внимательно отнеситесь к подбору светильников. Помимо внешнего вида и размера, учитывайте и оценивайте другие их параметры и характеристики, такие как яркость, мощность и пр. Также важно знать, какие световые устройства уместно использовать в определенных зонах и комнатах, а какие — нет.

Читать еще:  Стоечно-ригельное остекление фасадов

Что представляет собой светодизайн интерьера?

Дизайн освещения представляет собой многоуровневую систему из осветительных приборов, которые единовременно решают несколько задач в зависимости от функционального назначения комнаты:

Например, светильники для кухни прежде всего должны обеспечивать функциональный световой аспект рабочей зоны. Аналогичным образом мы предъявляем требования к уровню освещенности письменного стола в комнате школьника или рабочем кабинете.

В светотехнике для спальни или гостиной наиболее важна эстетическая составляющая и конструктивные особенности, позволяющие создавать атмосферу, которая располагает к расслаблению и отдыху. В этих помещениях органично смотрятся осветительные приборы с тканевыми абажурами теплых золотисто-бежевых и оранжево-красных оттенков, отбрасывающие на стены загадочные тени. Или хрустальные люстры, наполняющие пространство множеством мерцающих отражений.

Светодизайн интерьера — это не только рациональный подход к освещению помещений, но и в некотором смысле волшебство. Свет является очень мощным и пластичным инструментом, при помощи которого вы можете преобразить каждый объект обстановки.

Современный человек придает намного большее значение интерьеру своего дома, чем просто «месту для жилья». Поэтому разработка светового дизайна составляет один из самых важных этапов работы при создании комплексного интерьерного дизайна. Ведь если большинство основных объектов и пространственные конфигурации в доме неподвижны и неизменны, то световая аранжировка комнат может быть бесконечно вариабельной. А теперь предлагаем рассмотреть типичные ошибки светодизайна.

Дизайн освещения — 8 самых распространенных ошибок

Чтобы правильно спроектировать светодизайн интерьера, требуется профессиональное инженерное образование и знание характеристик приборов освещения. Если вы планируете сберечь семейный бюджет, обойтись без помощи специалиста и сделать всё самостоятельно, то легко можете допустить некоторые ошибки, даже если делаете ремонт не впервые. Предлагаем вам ознакомиться со списком наиболее часто встречающихся ошибок светодизайна, которые иногда случаются даже в работе профессионалов.

Ошибка №1. Дешевле — не значит лучше

В погоне за выгодой не покупайте самую дешевую светотехнику безызвестных марок. Вспомните знаменитую поговорку, которая гласит о том, что скупому придется потратиться дважды. Копеечные светильники, как правило, довольно быстро ломаются. А те, что предназначены для использования в помещениях с повышенной влажностью (ванная, рабочая зона кухни и т. д.) или на улице обладают неважным уровнем влагозащищенности, вопреки заверениям на упаковке. Исправить такое световое устройство весьма непросто, а значит, вскоре вам придется пополнять свой интерьер новыми моделями. Лучше и выгоднее изначально покупать изделия популярных фабрик, заслуживших доверие потребителей.

Ошибка №2. Освещайте объекты, а не воздух

Основополагающее правило в создании светодизайна интерьера — это то, что воздух просвечивается, а вот поверхности различных предметов светятся. Наши глаза замечают именно тот свет, который отражается от всевозможных поверхностей.

По этой причине, подбирая популярные сегодня встраиваемые точечные светильники, отдавайте предпочтения тем изделиям, что обладают широким углом рассеивания. Так как в случае ошибки и выбора светового устройства с узким потоком света при идентичной мощности ламп ваша комната будет освещена заметно тусклее и менее равномерно.

Световой дизайн помещений можно разделить на 3 базовых типа освещения:

Светотехника с узким световым потоком подходит для местной подсветки какого-либо определенного предмета. В этом случае ее использование будет актуальным и поможет вам украсить пространство возле подсвечиваемого объекта. Однако для создания общего освещения такие изделия будут не эффективны.

Большинству дорогостоящих отделочных материалов, таких как штукатурка, плитка с необычной текстурой или художественными рельефами, необходима локальная подсветка. При наличии только центрального освещения они смотрятся просто и малопривлекательно. Осветительные приборы с небольшим углом рассеивания позволяют усилить впечатление от красивой фактуры, придать интерьеру выразительность и экспрессию. И вместе с тем не стоит забывать, что использовать их в качестве общего освещения при создании светодизайна будет ошибкой. Такие модели хороши лишь для местного и акцентирующего света.

Ошибка №3. Недостаточное освещение

Нередко причиной этой ошибки в организации светодизайна является намерение сэкономить. Возможно, вы и сами ловили себя на мысли, что проще и дешевле было бы разместить по центру комнаты одну большую люстру, нежели сочетать друг с другом различные виды светильников для общего и местного освещения. Почему это не работает:

  • Габаритная многорожковая люстра будет слишком сильно освещать середину помещения.
  • Функциональные зоны, где можно было бы почитать, заняться рукоделием или работой, при этом останутся практически без света. Вам будет просто неудобно, так как каждая зона должна иметь местную подсветку.
  • Дизайн освещения с одним лишь источником освещения выглядит удручающе. Только придерживаясь чувства меры и пропорциональности, вы сможете создать гармоничное пространство.

Ошибка №4. Избыточное освещение

Рассмотрим прямо противоположную ситуацию относительно предыдущего пункта. В некоторых интерьерах можно встретить светодизайн, дающий чересчур много света. Совершая эту ошибку, вы, скорее всего, рассуждаете так: «Люстру нужно купить обязательно, плюс бра и торшер, а лучше два, и встраиваемые светильники вдоль стен». В итоге еще добавляете несколько зеркальных поверхностей для визуального увеличения пространства и подсветку для мебели из светодиодов. И после того как все эти световые устройства оказываются включены, в комнате возникает давящая, угнетающая атмосфера, в которой дискомфортно находиться.

Безусловно, вы можете включать лишь часть приборов освещения. Но это будет означать, что на некоторые из них вы потратились напрасно, ведь включать их приходится довольно редко. Ситуация с избыточным освещением может вас не беспокоить только при наличии диммера. Однако вы могли бы с большей выгодой спроектировать и реализовать световой дизайн дома.

Ошибка №5. Использование ламп с разной температурой цвета

Это одна из самых частых ошибок светодизайна. Световой поток, излучаемый приборами освещения, может представляться вам белым, желтоватым или голубоватым. Не имея четкой схемы светового дизайна, приобретая светотехнику в разных магазинах и не одновременно, вы рискуете допустить промах и обзавестись источниками с лампами разной температуры цвета.

Обязательно помните о цветовой температуре лампочек. Необходимо, чтобы она была идентичной у всех осветительных приборов в пределах одной комнаты. При этом немаловажно обращать внимание и на то, светильники с лампами какой температуры цвета вы располагаете в соседних помещениях. Ведь если через открытые межкомнатные двери будет литься освещение с другой цветовой температурой, это будет выглядеть не очень привлекательно и вызывать ощущение дисбаланса.

Ошибка №6. Бликующий и отраженный свет

Если вы своими силами создаете дизайн освещения без предварительных расчетов и составления схемы, то можете столкнуться с рядом проблем. Например, вначале разместив где-то ленту со светодиодами, а затем расставив мягкую мебель, сидя в кресле, вы можете обнаружить, что свет от ленты бьёт вам прямо в глаза. Такую ошибку светодизайна можно допустить, если не принимать во внимание способность света отражаться от поверхностей. Пока вы занимаетесь ремонтом, всё может быть в порядке, но когда по его окончании будет повешен телевизор, может оказаться, что его совершенно невозможно смотреть: на экране видны только блики и отстветы от подсветки.

Дело в том, что подсветку следует прикрывать специальной накладкой из пластика, которая называется рассеиватель. Без него на потолочном глянцевом ПВХ-полотне будут отражаться некрасивые блики, а организация популярной сейчас подсветки натурального камня обернется неудачей. Чтобы получить нужный результат и эффектно оформить интерьер или экстерьер подсветкой, используйте только рассеянное освещение.

Ошибка №7. Больше, как и дешевле, не всегда лучше

Многие из нас выбирают лампочки относительно их мощности, которую измеряют в ваттах (Вт). Вы можете запросто сделать ошибку при сравнении ламп только по этому параметру. Дизайн освещения с использованием лампочек одинаковой мощности, но с различной цветовой температурой, будет смотреться неодинаково. К примеру, лампы с холодным свечением зрительно воспринимаются, как более яркие.

Важно! Кроме мощности, на интенсивность излучаемого света влияет сила светового потока, измеряемая в люменах. И лампа с большей мощностью, но с меньшим световым потоком, окажется тусклее.

Помимо прочего, существует еще 2 важных критерия, играющих определяющее значение при оформлении светодизайна интерьера и выборе подходящих лампочек:

  • Высота потолков в помещении. Помните, что в комнатах с высокими, стандартными и низкими потолками лампы с одними и теми же характеристиками будут проявлять себя по-разному. Чем больше высота потолков и площадь помещения, тем больше требуется света.
  • Освещенность, единицей измерения которой принято считать люксы. Вычислить необходимый уровень освещенности достаточно просто: суммируйте площадь всех стен, потолка и пола комнаты и разделите на световой поток в люменах. По этой формуле наглядно видно, почему высота потолка важна при разработке светового дизайна.

Нормативные величины освещенности различных помещений регламентирована специальным стандартом СНиП, ознакомиться с которым в полном объеме можно в интернете. Для примера приводим нормы освещенности для основных жилых и офисных помещений.

Нормы освещенности для основных жилых и офисных помещений

Если вы уже завершили ремонтные работы у себя дома и желаете узнать, соответствует ли освещенность нормам, вам поможет любой современный смартфон. Практически каждый из них оснащен измерителем освещенности, который дает возможность контролировать яркость подсветки экрана. Установите специализированное приложение, и вы сможете проверить уровень освещенности дома.

Ошибка №8. Ошибочный выбор расположения светильников

Неоптимизированное расположение световых устройств также считается распространенной ошибкой в светодизайне. Хотя ее можно отнести не только к области светового дизайна, но и к интерьерному оформлению в общем. Рассмотрим, какие промахи в размещении светотехники чаще всего допускают не только те, кто делает ремонт самостоятельно, но иногда и профессиональные дизайнеры:

  • Использование только центральной люстры. Как мы уже писали выше, подавляющее большинство людей пренебрегают местным и акцентирующим освещением.
  • Излишне низкое расположение подвесной люстры.
  • Размещение центрального светильника относительно геометрического центра комнаты без учета месторасположения крупных объектов обстановки, например, шкафа. Такую ситуацию практически невозможно исправить после завершения чистовой отделки.
  • Установка одного небольшого бра по центру стены — это непрактично и выглядит некрасиво.
  • Расположение двух бра симметрично относительно стены, но не учитывая, что диван, кровать или кресла по какой-то причине могут быть поставлены не в ее центре. В этом случае из-за смещения осей дизайн освещения не будет гармонировать с обстановкой помещения.
  • Неправильная высота размещения настенных светильников (слишком высоко или, напротив, чересчур низко).
  • «Случайный» порядок установки световых устройств и выключателей — еще одна ошибка светодизайна. Например, приборы освещения, которые не несут никакой практической или декоративной пользы, или выключатели, располагаемые за открытой дверью внутри комнаты.

Заключение

Правильно выполненный светодизайн интерьера поможет вам сделать комнаты более пропорциональными. Вы можете сделать помещения более широкими, если установите равномерную подсветку стен. Однако этот же прием визуально скрадывает высоту потолков. Если вам нужно излишне вытянутое пространство сделать более квадратным, подсвечивайте те стены, которые короче. Также учитывайте, что электроосвещение оказывает влияние на восприятие цвета, зрительно искажая его. Это может сыграть важную роль не только при создании светового дизайна, но и интерьера в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector